Вы здесь

Как изменилась роль специалиста по охране труда и что будет дальше

Ариадна Черкасова

эксперт в области охраны труда, тренер программы Vision Zero компании EcoStandard group

Охрана труда и здоровья, профилактика несчастных случаев и заболеваний в современных реалиях приобрели беспрецедентную актуальность, и значимость их продолжает возрастать. Еще вчера «незаметная» профессия «специалист по охране труда» выходит на одну из первых ролей. Каким должен быть специалист по охране труда сегодня? Какими качествами и компетенциями он должен обладать? Как он должен меняться, и что говорит по этому поводу современное законодательство?

То, насколько эффективно выстроена система управления охраной труда в компаниях, влияет не только на производственные вопросы, но и на вопросы жизненные. Чем крупнее компания, чем шире ее штат, тем это очевиднее. Если в организациях, деятельность которых связана с риском для жизни и здоровья сотрудников, охрана труда уже давно находится на первом месте, то сегодня это становится актуальным и для всех остальных организаций (включая компании, сотрудники которых занимаются исключительно офисным трудом). 

От оценки профрисков до бюджетирования

 

Егор Иванов

Начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда

Само название профессии «специалист по охране труда» в каком-то смысле является пережитком. В новых условиях его уместнее назвать менеджером или управленцем, поскольку сфера деятельности этих специалистов становится более широкой и многогранной

Он также отметил, что в недавнем прошлом специалист по ОТ был нацелен только на то, чтобы досконально исполнять требования закона, инструкции и правила, не вдаваясь в саму историю вопроса, не понимая, для чего все это нужно, действуя исключительно по предписанию. 

При обсуждении изменений в правилах по ОТ выделяется основная тенденция – больше вопросов отдавать на откуп работодателям, чтобы они сами могли определить, как наиболее правильно и эффективно защитить жизнь работника. 

Далеко не всегда устаревшие правила могут адекватно защитить работника от травм или профзаболеваний. Ранее – правила по охране труда должны были обновляться раз в 5 лет, поскольку, считалось, что именно с такой частотой обновляются технологии. Сейчас обновление технологий происходит на порядок быстрее, а также часто обновлять правила по ОТ физически невозможно. В перспективе кто-то из работодателей будет пользоваться старыми технологиями, кто-то продвинется далеко вперед. Уровни производства различные, и для всех организаций подогнать под одну гребенку правила охраны труда невозможно. Работодателям так или иначе придется самостоятельно работать с рисками и, в зависимости от этих рисков, принимать те или иные организационные решения, вводить их в свои производственные процессы.

Как при этом меняется роль специалиста по охране труда? Кардинально. Сегодня это должен быть специалист нового уровня, обладающий непривычными для обычного специалиста по ОТ навыками, совершенно новыми знаниями. 

Очевидно, что теперь он должен разбираться в управлении профессиональными рисками. Уметь идентифицировать опасности, оценить риски и разрабатывать мероприятия, которые приведут к наилучшему эффекту при наименьших затратах. В первую очередь, должны устраняться те риски, которые причиняют вред жизни и здоровью в наиболее тяжелом и массовом масштабе. Часто они связаны с финансовыми вопросами и решаются также за счет правильного перераспределения финансов. Поэтому очень важно, чтобы специалист по ОТ ориентировался в вопросах бюджетирования (разбирался в бюджете организации). Он должен разбираться в финансах, бухучете.

Новые вызовы, связанные с пандемией Covid-19, диктуют новые подходы для развития отрасли охраны труда и повышенные требования к компетенции самих специалистов по ОТ. Прежде всего, это необходимость освоения и внедрения цифровых технологий: дистанционное ознакомление с различными документами, проведение инструктажей, показ обучающих видео и т.д. Главное при этом – соблюсти баланс удобства и качества: чтобы это было комфортно как для работодателя, так и для работника, а качество мероприятий – медицинских, обучающих, организационных – при этом не пострадало. 

Как видит новый профстандарт для специалиста по ОТ Минтруд?

 

Государство повышает требования в области охраны труда и рекомендует работодателям отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры. Новый документ, в случае его утверждения Минтрудом, заменит действующий профстандарт, причем изменения будут внесены практически в каждый его раздел.

Ключевое изменение – должностная дифференциация специалистов по охране труда, учитывающая квалификацию сотрудников. То есть следующее разделение:

 

1.  Обеспечение функционирования СУОТ в организации: 

  • младший специалист по ОТ (без опыта работы);
  • специалист по ОТ (при среднем профессиональном образовании стаж работы в отрасли – не менее 3-х лет);
  • главный (ведущий) специалист по ОТ (при высшем образовании – стаж работы в области ОТ - не менее 3-х лет, при среднем профобразовании – не менее 4-х лет).

 

2. Руководство – планирование, разработка, совершенствование СУОТ и оценки профрисков:

  • руководитель службы ОТ;
  • начальник отдела по ОТ;
  • начальник управления по ОТ (высшее профильное образование, или профессиональная переподготовка в области охраны труда и опыт работы от 5 лет).

 

3. Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечения функционирования СУОТ:

  • эксперт по условиям и охране труда 
  • консультант по условиям и охране труда и управлению профрисками 
  • инструктор по условиям и охране труда (высшее образование, возможно профпереподготовка в области ОТ, дополнительное образование о программе повышения квалификации по оценке профрисков, стаж в ОТ – не менее 5 лет).

 

4. Стратегическое управление рисками в организации:

  • заместитель руководителя организации по управлению профрисками
  • руководитель направления (подразделения) по управлению профрисками в организации (высшее образование, возможно профпереподготовка в области ОТ, дополнительное образование по программе повышения квалификации по оценке профрисков, стаж в ОТ – не менее 5 лет, не менее 2 лет руководства проектами, подразделением в области ОТ, внутреннего контроля или аудита).

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть