Вы здесь

Мы родились такими, которым не все равно, что происходит с людьми

Елена Компасенко

Начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «Зарубежнефть»

«Лидерский аудит безопасности», «12 Жизненно важных правил» и другие инструменты безопасности, которые помогают АО «Зарубежнефть» идти к своей цели – «Ноль» – в эксклюзивном интервью Елены Компасенко для журнала «Культура безопасности труда».

Елена Ивановна, во-первых, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что согласились на это интервью. Это важно и ценно, потому что компания «Зарубежнефть» – одна из лидирующих компаний в нефтегазовой отрасли, поэтому Ваш опыт, я думаю, очень интересен для всех остальных компаний. Вы часто говорите о том, что Ваша цель – «Ноль». Как Вы считаете, при столь высоких рисках и специфике Вашей отрасли, эта цель достижима?

 

Спасибо большое и Вам за то, что мы сейчас с вами беседуем. Почему? Потому что, действительно, это очень важно для предприятий – демонстрировать высокую культуру безопасности, ведь, в первую очередь, мы должны думать о людях. Все наше производство зиждется на них: добыча, бурение, геология и другие работы невозможны без людей. Для того, чтобы у нас показатели были высокими, естественно, мы должны иметь хороший, здоровый коллектив. Тот коллектив, который уверен, что руководство заботится о нем, начиная с условий проживания и заканчивая безопасными условиями труда. 

Конечно, эта цель достижима. Есть зарубежные компании, которые нам это демонстрируют. Безусловно, бывает разный уровень наших уважаемых подрядчиков, которых мы привлекаем, и которые являются основными игроками производственного процесса. Но, тем не менее, если направленность руководства - на безопасное производство, то цель достижима. Просто к ней нужно идти.

 

Все начинается с руководства? Если руководство демонстрирует приверженность этой цели, то все достижимо?

 

Безусловно. Еще пока никто не отменял старое доброе «делай, как я». Это точно так же, как мы учим своих детей. Чему научим – то и будет. Естественно, без лидерства в этой сфере сделать ничего невозможно.

 

Я знаю, что у Вас даже разработана программа «лидерский аудит безопасности»…

 

Вы знаете, аудит безопасности – это некий психологический продукт, который есть практически в любой компании, вне зависимости от специфики деятельности. Лидерский, или как его еще называют, поведенческий, аудит безопасности ставит своей целью довести сотрудника, который делает что-то опасное для своей жизни, до соответствующего требованиям уровня безопасности, чтобы он объяснил, что будет с ним, если будет какая-то травма, и что будет с его семьей, если случится непоправимое. Человек себе должен представить, что произойдет с его детьми без отца, что произойдет с его престарелыми родителями, когда сын или дочь покинут этот мир. Это очень мощный психологический инструмент. 

Не всегда, конечно, эти лидерские аудиты безопасности проходят успешно. Люди разные: до кого-то возможно достучаться, а до кого-то - нет. У нас же существует стандарт работы руководителя. Этот стандарт включает определенный элемент из лидерского аудита безопасности, когда руководители посещают производственные предприятия, разговаривают с сотрудниками, вызывают их на открытый диалог, спрашивая, что, по их мнению, они хотели бы изменить, улучшить, каким-то образом оптимизировать процессы. Этот открытый диалог и положен в саму основу лидерского аудита безопасности.

В первую очередь, руководитель должен знать, куда он идет. Скажем так, хозяину объекта он должен подойти с вопросом: «Ты мне расскажи, пожалуйста, про то, что у тебя там есть, какие вопросы у тебя существуют, чтобы я был несколько подготовлен». Ему начальник участка, начальник цеха, водитель какой-то установки все рассказывает, и руководитель уже идет на место подготовленным. Когда происходит беседа с тем человеком, который неправильно себя ведет, который нарушает правила безопасности, то в этот момент нужно создать атмосферу доверия, чтобы тебе человек поверил. Без этого не получится, человек просто замкнется, он будет говорить фразы типа: «больше не буду, в следующий раз точно не произойдет». Нет, мы не об этом говорим, не о том, что мастер накажет или не накажет, а про то, что с тобой-то будет, что будет с твоей семьей, с родственниками, с твоей женой, которой ты обещал детей поднять…

Надо грамотно задавать вопросы. Вопросы бывают закрытые и открытые. В этом пособии, в этой брошюре, как мы ее называем, все очень конкретно расписано. Знаете, мы сделали это еще давно, практически 5 лет назад, и эта брошюра вызывает живой отклик у наших коллег, и при этом она все время в тренде. Вы знаете, что у нас ежегодно проводится Всероссийская неделя охраны труда, и сколько бы мы их с собой не брали (а мы каждый раз берем все больше и больше), но в процессе недели мы, как правило, один раз заказываем, дополнительно самолетом еще доставляем эти брошюры.

Самое главное –  не нужно там чего-то заумного рассказывать. Это нужно рассказать так, как будто вы сидите за столом с кем-то и пьете чай. Очень простым и доходчивым языком. 

Для чего вы все это делаете? Зачем разрабатываете целые системы? 

 

У нас ключевые цели три: обеспечить здоровую, системную работу сотрудников; обеспечить непрерывность производственных процессов; организовать непрерывные информационные потоки. Вот и все. 

Это если говорить официальным языком. А на самом деле, нам нужно, чтобы все было хорошо. Если никаких травм не будет, то у нас будет непрерывно работать производство. Непрерывные информационные потоки – это то, когда ты с людьми нормально говоришь, на нормальном языке, и он тебе выдает то, что ты не увидишь своим взглядом. Люди это знают не понаслышке, они же варятся в этой ситуации. 

Например, есть сварщик, и у него щиток слабый. Прежде, чем его ругать, что у него такой щиток, надо у мастера спросить, а выдавал ли он вообще нормальный. Спроси у мастера: «Ты ему щиток когда последний раз выдавал?» Потому что я сейчас пойду с человеком разговаривать, а он мне будет стесняться сказать, что ему не выдали, потому что от мастера зависит его заработная плата и премия. Мы же взрослые люди, мы понимаем, кто и как деньги платит. 

Видите, сколько психологических вопросов, которые руководитель должен решить прежде, чем проводить лидерский аудит безопасности. Поэтому надо быть человеком. Это называется человеческая осознанность.

А сотрудники охотно идут на контакт? Они, действительно, рассказывают, что бы они хотели улучшить, как они видят безопасные методы работы?

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть