Вы здесь

Общение между руководителем и подчиненным: что мешает здоровой коммуникации

Анна Лаубган, Ксения Белова

Проект "Труд в большом городе"

Современный мир сложно представить без разделения на руководителей и исполнителей. Для нас это также очевидно, как связь между ценой на нефть и курсом рубля. Но зачастую общение между работодателем и работником не складывается. Этому, конечно, есть множество причин, но мы сегодня поговорим о двух основных балластах, которые мешают эффективной коммуникации – страх и неумение решать конфликты.

Стенли Милгрэм

американский социальный психолог и педагог

Проблему подчинения нельзя считать чисто психологической. Во многом она связана с формой общества и тем, по какому пути оно развивается. Возможно, и были времена, когда люди были способны по-человечески реагировать в любой ситуации, так как были безраздельно поглощены ею. Однако с разделением труда все пошло иначе. Начиная с какого-то момента дробление общества на людей, исполняющих узкие и очень специфические задачи, обезличило работу и жизнь. Каждый видит не ситуацию в целом, но лишь небольшую ее часть, а потому не способен действовать без руководства. Человек подчиняется авторитету, но тем самым отчуждается от собственных поступков.

Из книги «Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль»

Страх

 

По сути, трудовые отношения – это договорные отношения. Они строго регламентированы местом, временем, объемом работ и содержат денежный эквивалент труда. 

Значит ли это, что работник, поставив подпись на документе, обязан предоставить себя всецело работодателю в рамках, оговоренных договором?

Да, обязан.

Значит ли это, что работник должен продать душу работодателю и жить интересами только своего предприятия?

Нет, не обязан.

Тут все логично и вроде все это понимают. Но на практике мы видим совершенно иное. Например, мы знаем случай, когда работники целым отделом сидят до восьми-девяти вечера в ожидании «позволения» уйти с рабочего места. На некоторых предприятиях просто стыдно уходить вовремя. 

Многовековой страх, живущий очень глубоко, сковывает решимость, подавляет волю и рушит личные границы того, кто в подчинении. Страх потерять работу, а значит, и средства к существованию. Страх оказаться на задворках профессиональной жизни. Страх сказать «нет». Страх оказаться в неизвестности. Список можно продолжать до бесконечности.

В этом случае руководителю недальновидно рассчитывать на высокую вовлеченность и профессиональную надежность специалиста. Под гнетом страха и состояния, которое близко к психическому срыву, поставленные задачи люди способны решать лишь формально. А при длительном напряжении и отсутствии морального удовлетворения от трудовой деятельности работник – бомба замедленного действия. Он начинает быть агрессивным, нарастают проблемы в личных взаимоотношениях с окружающими, ухудшается здоровье. Вспоминаются слова академика К. М. Быкова: «...печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы». 

 

Что в этой ситуации делать работнику?

 

Ответ проще, чем можно представить: перестать бояться. Работать со страхом (самим или с помощью психологов). 

Научить своих детей уважать себя и других, независимо от того, будут ли они в должностном подчинении или им «посчастливится» работать начальниками. 

Начать адекватно оценивать свой вклад в общее дело и позволять себе чувствовать себя достойным безопасных, комфортных условий работы и хорошей оплаты труда. 

Ощущать себя СОтрудником, а не рабом, которому "барин дал возможность заработать копейку". 

 

Да, это нелегко сделать, особенно если страх передавался из поколения к поколению. Но когда вы захотите сказать, что это невозможно, оглянитесь по сторонам. Понаблюдайте, и вы всегда, поверьте, всегда, найдёте в своём окружении людей, у которых это получилось! Они достойно меняют свой труд на деньги, а энергию и энтузиазм на поощрение. Эти люди тоже иногда задерживаются на работе, устают и выматываются, но они знают, ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО они это делают. Они входят в положение начальства, когда этого действительно требуют обстоятельства, и в ответ получают благодарность. Они не разрушаются как личность в трудные периоды, остаются целостными, с четкими психологическими границами, обогащаясь новым опытом. Они понимают, что дать "вольную" своему внутреннему рабу – жизненная необходимость.

 

Неумение конструктивно решать конфликты

 

Личные конфликты в коллективах были и будут всегда, без них в принципе невозможен рабочий процесс. Главное, чтобы конфликты были конструктивными: в результате их разрешения уходило все старое и неэффективное, а приходило новое и жизнеспособное. В ходе конфликтов выявляются скрытые противоречия, ослабляется напряжение между участниками, происходит сплочение, обусловленное совместным разрешением проблемы. 

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть