Вы здесь

Любой ситуацией или процессом необходимо управлять. И травматизм не исключение

Анас Гайнуллин

Директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии «СИБУР Холдинг»

Какие инструменты лидерства используют в ПАО «СИБУР Холдинг», какой принцип обучения самый эффективный, что такое «управляемый ноль» и как его достичь? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью журналу «Культура безопасности труда» рассказал Анас Агтасович Гайнуллин, Директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «СИБУР Холдинг».

Давайте начнем наш разговор с мирового тренда в охране труда – инструментов лидерства.

 

Мне кажется, что какого-то явно выраженного инструмента скоротечного действия, который можно вытащить как, условно, гаечный ключ из ящика, взять его в руки и начать им пользоваться, в области лидерства нет. 

Лидерство – это то, что нужно всегда держать в голове и применять тогда, когда это востребовано и уместно, ведь человек – это сложный механизм, он очень сложно поддается корректировке.

И зачастую даже один и тот же инструмент на разных людей действует совершенно по-разному. Это зависит от того, на каком уровне развития человек находится. А уровень развития, в свою очередь, зависит и от воспитания в семье, и от социума, в котором он живет, и еще от многих других факторов. Бытие определяет сознание – не нами придуманная фраза.

Что вообще такое охрана труда? Охрана труда – это несколько составляющих. Во-первых, человек должен понять, что никто не охраняет лучше его здоровье, чем он сам – а для этого у человека должно быть развито естественное безопасное поведение. И если я что-то делаю – я должен это делать максимально безопасно, потому что это касается моей жизни и моего здоровья. Во-вторых, работодатель, как с точки зрения законодательства, так и исходя из своего внутреннего понимания, должен создавать условия для безопасной работы сотрудников, которые работают на предприятии. Это и степень защиты от каких-либо внешних факторов, и наличие спецодежды, и наличие подготовленных мест релаксации, санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, климат, атмосфера – все это создает безопасные условия труда. И в-третьих – это ответственное лидерство руководителя. Эти три набора инструментов закладывают базу для создания 99-процентных условий для сохранения здоровья сотрудников. 1% – я бы оставил на какие-то внешние риски. Ведь всякое может случиться, например, природные катаклизмы, от которых никто не застрахован на 100 %.

Самая простая из этих трех групп инструментов – создание безопасных условий труда. Это простые физические изменения. Есть шум – я его прекратил. Есть пыль – я поставил фильтры. Есть какое-то загрязнение – я удалил. Это требует, безусловно, временного и денежного ресурса, но это выполняемая вещь, и она осязаема – есть начало, и есть окончание. 

А вот воспитание  естественного безопасного поведения – это намного сложнее. Тут много факторов, начиная с того, с какими мыслями, с каким сознанием, с каким уровнем развития и подготовленности приходит человек работать на площадку. Если он всю жизнь занимался экстремальными видами спорта, и его увлечением в юношестве было перелазить по канату от здания к зданию – то это один уровень развития, одна степень восприятия риска работы. Но, кстати, это не является основанием для того, чтобы не брать его на работу. Ведь этот человек, если он ещё до сих пор перемещается на своих двух ногах, вполне вероятно, очень глубоко анализирует все риски того, что он делает. Я, кстати, знаю много людей, которые действительно много рисковали, но эти люди являются крайне ответственными при принятии решений, потому что они умеют анализировать риск, так как риск был частью их работы. Первичная оценка степени приемлемости риска – это один из инструментов, механический. Оценили: уровень риска такой-то. Это инструмент первоначального среза характера человека или его потенциальных возможностей, способностей. 

Второе – обучение. Без обучения воспитать безопасное поведение будет сложно, если до работника не доведены даже элементарные инструменты, которые он должен соблюдать. Если человек не знает букв, то говорить о том, как он будет формировать предложение, бессмысленно. 

Обучение, кстати, может дать нулевой эффект, а может дать стопроцентный. Все зависит, опять-таки, от желания ученика и от правильности преподавания предмета. Есть две стороны – ученик и учитель. И как выстроен между ними процесс тоже имеет большое значение. Преподаватель может прийти и наспех рассказать какую-нибудь лекцию – эффект будет близким к нулю. Есть другой способ обучения – вложить в теорию навыки, умения, примеры из жизни. Поделиться личным опытом, опытом других коллег. Но даже правильно преподнесенное теоретическое обучение сохранится в голове человека ненадолго. А даже если даже какая-то часть и сохранилась, то спустя время без повторения она пропадет.

Поэтому самый лучший принцип обучения – 70/20/10. Это мировая формула: 10% теории, 20% обучение с наставником, а 70% времени – выполнение собственных творческих задач, желательно на рабочем месте. 

Например, чтобы подготовить хорошего водителя, 10% времени надо потратить на то, чтобы преподать ему правила дорожного движения. Затем 20% времени потратить на то, чтобы он поездил с инструктором. Но профессиональным водителем он станет тогда, когда он будет самостоятельно управлять машиной, применяя навыки, полученные во время обучения и на практике. 

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Закрыть