Вы здесь

Как организовать и обеспечить транспортную безопасность на территории и в производственных помещениях организации

Приказом Минтруда России от 06.02.2018 No 59н, вступающего в силу с 27 сентября 2018 года, утверждены Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее - Правила). Как организовать на территории организации транспортную безопасность с учетом всех последних изменений законодательства, расскажем в данной статье.

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта и обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

Как указано в пункте 1 Правил, они не распространяются на  работы, связанные с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.

Требования безопасности этого вида транспорта в настоящее определены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденными постановлением Минтруда России от 07.07.1999 № 18.

Вместе с тем требования к территории организации, местам хранения и технического обслуживания существенно не отличаются.

Производственные территории (производственные здания и сооружения, производственные помещения и производственные площадки) должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

 

Движение транспортных средств по территории

 

Для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью "Берегись автомобиля" и должен освещаться в темное время суток.

Движение автомобилей и иных транспортных средств должно быть разделено. Для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Проход на территорию организации через въездные ворота должен быть запрещен.

Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях - 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов - 40 км/ч.

Территория организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.

Люки водостоков и других подземных сооружений на территории организации должны постоянно находиться в закрытом положении. При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории организации открытые люки и ямы должны ограждаться. В местах перехода через траншеи должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.

 

Хранение транспортных средств

 

Транспортные средства разрешается хранить в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, под навесами и на открытых площадках в соответствии с утвержденным работодателем планом (схемой) расстановки транспортных средств. План (схема) расстановки транспортных средств на площадках их хранения утверждается руководителем предприятия или должностным лицом, назначенным ответственным за расстановку приказом (распоряжением) руководителя.

При составлении плана (схемы) необходимо учитывать, что транспортные средства, требующие ремонта, должны храниться отдельно от исправных транспортных средств.

Площадки для хранения транспортных средств должны располагаться отдельно от производственных зданий и сооружений. Они должны иметь твердое и ровное покрытие с уклоном для стока воды.

Поверхность площадок должна регулярно очищаться: летом - от грязи, зимой - от снега и льда.

На площадки для хранения транспортных средств должны быть нанесена разметка, определяющая места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно обеспечивать свободное открывание дверей кабин автотранспортных средств.

 

При хранении на площадках транспортных средств запрещается:

1) устанавливать на площадках транспортные средства в количестве, превышающем предусмотренное проектной документацией, нарушать утвержденный план их расстановки, уменьшать установленное расстояние между транспортными средствами;

2) загромождать выездные (въездные) ворота огороженных площадок, проезды и проходы;

3) производить на площадках кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообрабатывающие работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

4) оставлять на площадке транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при обнаружении утечки топлива и масла;

5) заправлять транспортные средства топливом и сливать топливо из транспортных средств;

6) хранить на площадках топливо и тару из-под топлива и масла;

7) подзаряжать аккумуляторы транспортных средств;

8) подогревать двигатели транспортных средств открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), применять открытые источники огня для освещения;

9) осуществлять совместное хранение транспортных средств, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов, с другими транспортными средствами.

 

При хранении транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов.

Хранение агрегатов и деталей на территории организации должно быть организовано в специальных местах на стеллажах, подставках и приспособлениях, обеспечивающих их устойчивость и возможность удобного и безопасного захвата или строповки при подъеме и перемещении.

Высота помещений для хранения транспортных средств (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций или инженерных коммуникаций и подвесного оборудования) и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, подлежащего хранению в помещении, но не менее 2 м.

Высота проходов на путях эвакуации работников должна быть не менее 2 м.

Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть твердыми, ровными, нескользкими, стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны не менее 1% для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

На полы в помещениях для хранения транспортных средств должна быть нанесена разметка, определяющая места установки транспортных средств и границы проездов.  При определении мест установки необходимо учитывать, что расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно обеспечивать свободное и безопасное открывание дверей кабин транспортных средств. Ширина проезда между транспортными средствами в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда транспортного средства на закрепленное место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до транспортного средства должно быть не менее 0,5 м.

Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние от крайней точки транспортного средства до стены не менее 0,3 м.

Доступ к въездным (выездным) и запасным воротам должен быть постоянно свободным. Запрещается загромождение их как внутри, так и снаружи производственных помещений.

 

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

 

В зависимости от видов выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту в Правилах установлены требования к местам их выполнения.

В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью. Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также на складах для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе о них металлическими предметами.

Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях, стены и полы которых выполнены из несгораемых материалов.

При выполнении медницко-жестяницких работ работниками разных профессий (медником и жестянщиком) должны быть оборудованы раздельные помещения для выполнения этих работ.

Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами предусматриваются отдельные аккумуляторные участки, расположенные в сообщающихся между собой отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и изолированных от других помещений:

  • помещение для зарядки аккумуляторов;
  • помещение для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита;
  • помещение для ремонта аккумуляторов.

При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей на аккумуляторном участке допускается иметь помещения для приготовления электролита и для ремонта аккумуляторов. При этом зарядку аккумуляторов следует производить в помещении для ремонта аккумуляторов в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться помещения:

1) для постов окраски и сушки изделий;

2) для приготовления красок.

Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать безопасный подход работника к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м.

Помещения, в которых размещаются посты мойки автотранспортных средств, агрегатов и деталей, должны отделяться от других помещений глухими стенами с пароизоляцией. Стены должны облицовываться керамической плиткой или другим влагостойким материалом.

Площадки для наружной шланговой мойки транспортных средств должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию организации.

В случае выполнения сварочных работ сварочные посты должны располагаться в кабинах из негорючего материала площадью не менее 3 м2. Между стенками кабин и полом должен быть зазор от 50 мм до 100 мм.

Участок для постоянной установки ацетиленового генератора должен быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемые конструкции покрытий и непосредственный выход через дверь, открывающуюся наружу.

Для обеспечения безопасного доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным в нижней части транспортных средств, в процессе выполнения технического обслуживания и ремонта транспортных средств используются напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели) либо устраиваться осмотровые канавы и эстакады.

Размеры осмотровых канав и эстакад определяются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

При оборудовании тупиковой осмотровой канавы необходимо учитывать, что ее длина должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.

Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

Рабочие места и площадки, в том числе эстакады, расположенные на высоте 1 м и более над уровнем пола (земли), должны ограждаться перилами высотой не менее 1,1 м с одним средним промежуточным горизонтальным элементом и нижней боковой сплошной обшивкой по низу (бортиком) высотой не менее 0,15 м. Выходы из траншей и тоннелей оборудуются металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.  

Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

 Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

Для обеспечения освещенности рабочих мест осмотровые канавы оборудуются нишами для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетками с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

В исключительных случаях освещение осмотровой канавы допускается светильниками напряжением 220 В, при этом должны быть соблюдены следующие условия:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

 В целях предотвращения падения транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства. Направляющие реборды могут иметь разрывы для возможности установки домкратов, роликовых тормозных стендов.

Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).

На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная», а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты".

Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.

Не эксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть