Вы здесь

Проверки: виды, права и обязанности

Ирина Леонова

ООО "Байкальская горная компания"

В работе практически любого юридического лица или индивидуального предпринимателя когда-нибудь наступает такой момент, когда приходит проверка. О том, какие они бывают, чего ждать от проверяющих и какие права и обязанности есть у проверяемого – расскажем в этой статье.

Отношения в сфере государственного контроля и надзора и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Следует отметить, что положения данного федерального закона применяются не ко всем видам надзора – в законе приведен ряд сфер деятельности государственных органов, которые регулируются  самостоятельными нормативными правовыми актами (например, оперативно-розыскные мероприятия, прокурорский надзор, контроль в финансово-бюджетной сфере, налоговый контроль и другие).

Федеральный закон № 294-ФЗ разъясняет, что понимается под государственным контролем или надзором – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных или региональных), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязательных требований, посредством организации и проведения проверок и иных мероприятий, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также принятию предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Основным видом контрольно-надзорных мероприятий для большинства видов контроля (надзора) являются проверки. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля ежегодных планов, в общем порядке не чаще чем один раз в три года. Проекты таких планов рассматривают органы прокуратуры на предмет законности включения в них объектов. Утвержденные планы проведения проверок размещаются на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет, а на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации можно ознакомиться со сводным по всем государственным органам планом проведения проверок.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть включены в план проведения проверок в случае, если прошло более 3-х лет со дня:

  1. государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. окончания проведения последней плановой проверки;
  3. начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

Однако законодательство о контроле и надзоре, как и в любой другой сфере в нашей стране, стремительно меняется.

В 2015 году в Федеральный закон № 294-ФЗ были внесены изменения и для осуществления мероприятий по контролю и надзору был введён риск-ориентированный подход. Это означает, что выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Такой принцип направлен на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

Применяется риск-ориентированный подход при осуществлении таких основных видов надзора, как:

  • пожарный,
  • санитарно-эпидемиологический,
  • экологический надзор,
  • надзор в области связи, трудовых отношений, миграции,
  • транспортный, земельный надзор.

Полный перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, определён постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть