Вы здесь

Экологическая безопасность предприятия. Основные требования

Ирина Леонова

ООО "Байкальская горная компания"

Как экологическая безопасность страны является составной частью национальной безопасности, так и экологическая безопасность предприятия является важной составляющей его стабильной, безаварийной работы. Какие основные требования к экологической безопасности предприятия предъявляются в Российской Федерации – в нашем сегодняшнем материале.

Очевидно, что подходы к обеспечению экологической безопасности различных производственных объектов не могут и не должны быть идентичными.

Однако до недавнего времени основополагающий документ в сфере охраны окружающей среды – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – не делал различий по степени негативного воздействия различных производственных и непроизводственных объектов. Выделялись лишь общие требования в сфере охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, таких как объекты энергетики и объекты использования атомной энергии, военные и оборонные объекты, объекты сельскохозяйственного назначения, гидротехнические сооружения, объекты нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки и др. Требования по ведению отчетности, экологическому контролю, плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также и подходы к нормированию, лицензированию в сфере охраны окружающей среды, экологической экспертизе и осуществлению государственного экологического надзора были едины для всех.

Однако тенденция политики государства последних лет в регулировании сферы производства идет по пути дифференциации возможных негативных воздействий на охраняемые интересы общества и принимаемых соответственно мер снижения рисков возникновения таких воздействий.

Так, в 2013 году введена классификация опасных производственных объектов, а Федеральным законом № 219-ФЗ в 2015 году в законодательство об охране окружающей среды введены 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

  1. объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий*;
  2. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  3. объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  4. объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

* Наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Определение категории производственного объекта – первое, с чего необходимо начать при определении принципов обеспечения его экологической безопасности. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить их на государственный учет.

Экологическая безопасность (в общем смысле) – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Если говорить об экологической безопасности промышленного предприятия, то это понятие надо рассматривать скорее как комплекс мер, направленных на снижение негативного воздействия деятельности предприятия на компоненты природной среды, посредством соблюдения требований природоохранного законодательства, ликвидацию негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено нормирование.

Среди нормативов допустимого воздействия на окружающую среду основными для большинства производственных предприятий являются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов, т.е. объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса или сброса, в действующей редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду.

Для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух или их совокупности для юридического лица, т.е. всевозможных газоводов, воздуховодов, выпускных труб и просто участков погрузки-разгрузки или работающего оборудования и пр. устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Практически любое более-менее крупное предприятие является водопользователем и нормативы его допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

К сожалению, у предприятий не всегда есть возможность соблюдать предусмотренные нормативы, в этом случае могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе соответствующих разрешений. Причем установление лимитов на выбросы и сбросы возможно только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших доступных технологий или реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и при наличии планов снижения выбросов и сбросов. При этом не важно, осуществляются ли выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах нормативов либо установленных лимитов на выбросы и сбросы, необходимо специальное разрешение контролирующего орган, за выдачу которого взимается плата.

Также деятельность любых производственных и непроизводственных объектов сопряжена с образованием отходов. Для предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления также устанавливаются нормативы их образования и лимиты на размещение. За выдачу документа об утверждении и лимитов на их размещение также придется уплатить государственную пошлину.

Для установления нормативов допустимых выбросов и сбросов необходима инвентаризация источников выбросов и сбросов на предприятии. Для определения нормативов образования отходов также должен проводиться обязательный учет и инвентаризация образующихся отходов.

Необходимо отметить, что приведенному порядку нормирования осталось действовать не так долго – с 1 января 2019 г. почти в полной мере вступят в силу нормы Федерального закона № 219-ФЗ и регулирование в этой сфере претерпит существенные изменения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I категории, обязаны будут получить комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды, а на объектах II категории – декларацию о воздействии на окружающую среду. Нормативы допустимых выбросов и сбросов для объектов III и IV категории рассчитываться не будут.

За любое негативное воздействие на окружающую среду, т.е. выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата. Исключение составляют лишь те, кто осуществляют деятельность только на объектах IV категории.

При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.

В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий к ставкам платы применяются понижающие и повышающие коэффициенты.

Собственники объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны принимать меры для снижения такого воздействия.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, для снижения негативного воздействия на атмосферный воздух с 2019 года на объектах I категории обязаны, а на объектах II категории могут внедрять наилучшие доступные технологии, осуществлять мероприятия по улавливанию и обезвреживанию выбросов, а также сокращению или полному их исключению, соблюдать правила эксплуатации установок очистки и осуществлять мероприятия по предупреждению аварийных выбросов.

При пользовании водными объектами для целей сброса сточных вод также необходимо содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вести регулярные наблюдения за водными объектами. Кроме того, для объектов I категории обязательно, а для объектов II категории также по желанию с 2019 года должны будут внедряться наилучшие доступные технологии при сбросе сточных вод.

Мерами по снижению негативного воздействия при обращении с отходами являются внедрение малоотходных технологий, соблюдение требований по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами.

Для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов предприятия I, II и III категорий должны самостоятельно вести производственный экологический контроль на основе специальной программы, которая включает сведения об инвентаризации выбросов в атмосферный воздух, сбросов, отходов производства и потребления, об ответственных за осуществление производственного экологического контроля, испытательных лабораториях, периодичности и методах контроля.

Результаты производственного экологического контроля необходимо документировать и хранить полученные данные, а также представлять в контролирующий орган отчет об организации и результатах производственного экологического контроля.

Выполнение всех приведенных требований невозможно без наличия специальных знаний. В этой связи закон «Об охране окружающей среды» обязывает руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при ведении хозяйственной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть