Вы здесь

Как убедить работников соблюдать требования охраны труда

Анна Сидюк

Эксперт журнала "Культура безопасности труда"

Ежегодно в России на производстве погибает более 2000 человек. В большинстве случаев виноваты сами работники: они не применяют средства защиты, нарушают требования инструкций по охране труда, выполняют работы, которые не указаны в задании. Что делать, чтобы работники сами были заинтересованы соблюдать требования охраны труда?

Формируем правильные привычки

 

 

В основе любой модели поведения лежат привычки. Поэтому чтобы сформировать безопасный стиль поведения у сотрудников, необходимо сформировать у них правильные привычки и довести их до автоматизма. Это возможно при выполнении следующих 3-х условий.

Условие 1: Работники должны распознать опасность

 

Это нужно для того, чтобы в принципе задуматься о последствиях поведения для собственной безопасности. Человек чувствует себя в опасности, если он допускает вероятность того, что с ним может произойти что-то серьезное. Очень часто люди ошибочно думают, что им ничего не угрожает, и поэтому не видят оснований принимать защитные меры.

 

Препятствия:

Работники не распознают опасность потому, что…

…они не знают об этой опасности. Возможная причина - недостаток знаний.

…нарушена способность к восприятию. Сниженная функциональная способность органов чувств (к примеру, дальтонизм или нарушение слуха), нарушения в результате потребления наркотических средств или медикаментов, а также утомление и выполнение монотонной работы могут ограничить восприятие опасности.

…несчастные случаи происходят редко. Поэтому здоровье и невредимость воспринимаются как должное.

….они неправильно оценивают риски. Человек недооценивает риски, связанные с привычными видами деятельности.

…они считают незначительным возможный ущерб от несчастного случая. К примеру, спотыкания являются типичными случаями, последствия которых недооцениваются (неудачное спотыкание может привести к падению и гораздо более тяжелым последствиям).

…они переоценивают собственные возможности. Работники могут быть убеждены, что при необходимости смогут подхватить падающие инструменты. В реальности же их действия могут иметь тяжелые последствия.

…они ничего не хотят знать об опасности. Людям свойственно преуменьшать серьезность опасности. Это облегчает повседневную жизнь (постоянные мысли о надвигающейся угрозе создают слишком большую психологическую нагрузку).

 

Что делать?

Информируйте об угрозах и рисках. Чем лучше это получается, тем больше работники будут готовы «усвоить» безопасное поведение. Если в организации еще нет практики регулярных встреч с сотрудниками по вопросам безопасности — введите ее, например, в форме все тех же Дней охраны труда. Это будет площадкой для прямого общения с сотрудниками. Дни охраны труда могут быть тематическими. Например, на одной встрече обсудите правила применения СИЗ, в следующий раз — работы по наряду-допуску, затем поговорите о травматизме. На работников убедительно действуют видеоматериалы, используйте их в своей работе. С помощью видео, к примеру, можно продемонстрировать обстоятельства конкретного несчастного случая или рассказать о правилах безопасности во время работ повышенной опасности. Ваша задача – побудить работника к тому, чтобы он во всех красках представил себе все последствия несчастного случая как для личной, так и профессиональной жизни.

 

Условие 2: Ожидать больше позитивных последствий от выполнения правил охраны труда, чем негативных

 

Прежде чем действовать, мы в доли секунды неосознанно оцениваем наши шансы на достижение поставленной цели и в уме расписываем последствия нашего действия.

- Как отреагируют другие (коллеги/начальник) на наше поведение?

- Какие дополнительные усилия связаны с безопасным выполнением работы?

- Могу ли я выполнять мою работу в защитных очках так же хорошо, как и без них?

Если мы ожидаем, что позитивные последствия безопасного труда превысят негативные, мы применим это на практике.

 

Препятствия:

Работники считают, что для безопасного выполнения работы необходимо слишком много усилий, так как…

их другие потребности более значимы. Безопасный труд кажется более сложным, и иногда это действительно так. Он требует больше времени и не всегда связан с комфортом (в работе нужно использовать шлем, защитные очки, каску и т.д.). Если работники считают, что это приведет к снижению эффективности их труда, они, скорее всего, пренебрегут безопасностью.

…люди расценивают краткосрочные последствия как более важные, чем долгосрочные. Защитные наушники - это неудобно. Повреждение слуха грозит только через 20 лет.

…избежать общественного осуждения важнее, чем получить пользу в результате действия.  Исследования оценочного поведения людей в группах показывают, что человек имеет тенденцию «подгонять» собственное мнение к мнению группового большинства, даже если оно является ошибочным. Страх быть высмеянным коллегами часто оказываются сильнее, чем безопасность и удобство в работе.

вероятность ожидаемых последствий - решающий фактор в оценке затрат и выгод. Несчастные случаи происходят не так часто, вероятность угроз для безопасности считается низкой. Поэтому в ситуации выбора между собственной безопасностью и эффективностью труда работники, как правило, отдают предпочтение второй.

…поведением людей управляют ошибочные додумывания. «Я забыл защитные очки. Он будет злиться, если я сейчас пойду за ними. Я лучше быстро все доделаю без очков». В таких случаях мы обычно не уточняем, что другой человек действительно думает по этому поводу. Возможно, попытка спросить привела бы к совсем другому результату: руководитель мог бы даже похвалить работника за то, что он своевременно подумал о средствах защиты.

 

Что делать?

Задействуйте работников в решение вопросов охраны труда

Четко и ясно доносите до работников, какое значение вы отводите безопасному труду. Сообщайте, например, что для вас намного важнее, если работник пойдет за забытым средством индивидуальной защиты, чем будет работать без него.

Привлеките работников к разработке мер безопасности, выбору средств индивидуальной защиты и процессу анализа рисков и принятых мер. Спросите их, каким требованиям должен соответствовать, к примеру, новый предохранительный трос. Сотрудники знают тонкости своей работы лучше, чем кто-либо другой. Это повышает практическую ценность принимаемых мер безопасности и мотивирует к тому, чтобы работник сам хотел пользоваться средствами защиты. Тот факт, что у работника спрашивают его мнение, показывает, что его воспринимают всерьез, признают его профессиональные знания и опыт. Помимо этого работники будут чувствовать себя членами большого коллектива — команды и поймут, что их голоса слышат, а инициативы учитывают. На практике это даже не финансовые затраты, а скорее организационные действия.

Важное условие: Вы должны искренне интересоваться мнением сотрудников и не создавать ложных ожиданий относительно того, чего вы не можете выполнить.

Используйте следующие возможности для вовлечения работников:

  • определение рисков и планирование защитных мер;
  • выбор средств индивидуальной защиты (функциональность, комфорт ношения, пожелания);
  • сбор отзывов о новых приобретениях (СИЗ, инструменты, машины) и правилах.

Разместите на проходной стенд и отмечайте на нем количество дней без травматизма, а также статистику по подразделениям. Оформите на стенде раздел «Лучшее подразделение по охране труда в этом месяце».

 

Условие 3: Безопасный труд становится привычкой, если работник при этом получил позитивный опыт.

 

Поведение формируется через позитивный и негативный опыт. Предпочтительным мы считаем тот способ поведения, при котором был получен позитивный опыт. Наш мозг его сохраняет и повторяет в похожей ситуации. Так со временем формируются привычки. В случае негативного опыта происходит обратное: в будущем мы будем избегать ситуаций и способов поведения, которые мы восприняли отрицательно.

Данная закономерность применима и для сферы охраны труда. Безопасное поведение, которое в повседневности оказывается эффективным, сохранится в будущем даже в критических ситуациях и в условиях недостатка времени. Негативный опыт (к примеру, потеря эффективности, критические взгляды или замечания коллег и начальства) напротив, приводит к отказу от безопасного поведения.

 

Препятствия:

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть