Вы здесь

Анализ трудового законодательства стран СНГ, содержащее вопросы охраны труда и здоровья работников

Константин Тодрадзе

доктор технических наук, профессор, член Президиума Комитета по рынкам труда и миграционной политике МКПП (РСПП), член Международных Комитетов ЮНЕСКО, МОТ, МАСО

Распад СССР и образование новых независимых государств на территории бывшего единого пространства вызвали многочисленные политические и экономические проблемы, которые этим странам пришлось решать как самостоятельно, так и на международном уровне. Создание Содружества независимых государств и вовлечение их экономик в общемировые процессы глобализации повлекло за собой расширение и увеличение рынка труда, что, в свою очередь, потребовало выработки общих подходов и норм в решении социальных проблем и, в особенности, в области охраны труда и здоровья работников.

Знаковым событием в организации этой деятельности в государствах СНГ стало подписание 9 декабря 1994 года главами правительств этих стран совместного Соглашения о сотрудничестве в области охраны труда. В развитие этого соглашения и в целях его дальнейшей реализации был принят целый ряд межправительственных соглашений, таких как «Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происходящих с работниками при нахождении их вне государства проживания (09.12.1994 г.)», «Соглашение о порядке разработки и соблюдении согласованных норм и требований по охране труда к взаимопоставляемой продукции (12.04.1996 г.), а также о соблюдении прав мигрантов на свободу перемещения, охрану их труда и здоровья и др. В последние годы 20-го столетия государствами СНГ были разработаны и приняты важнейшие международные законодательные акты, охватившие все направления в сфере охраны труда и здоровья работников. К этим законодательным актам необходимо отнести следующие: 

  • «Об охране труда» – принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ (МПА) в 1997 г.;
  • «О правовом регулировании организации охраны труда» - принят МПА ЕврАзЭс в 1997 г.;
  • «О надзоре и контроле за соблюдением законодательства по охране труда» (МПА ЕврАзЭс, 1998 г.); 
  • «О службах охраны труда» (МПА СНГ, 1998 г. и МПА ЕврАзЭс, 1999 г.). 

Огромное значение в организации работы по охране труда в государствах СНГ имело создание собственной правовой базы в этой области, опирающейся на накопленный в СССР национальный опыт и международные правовые нормы.

После декларации независимости, большинство стран СНГ пересмотрело свои Кодексы законов о труде, принятые в эпоху СССР, с точки зрения рекомендаций Международной организации труда и дополнило их новыми национальными законами, содержащими современные требования по охране труда и здоровья работников, ответственность работодателей за обеспечение охраны труда на рабочих местах и организацию контроля со стороны государственных органов за соблюдением правил и норм охраны труда.

Законодательство стран Содружества независимых государств, содержащее вопросы охраны труда и здоровья работников

 

Так, в Трудовом кодексе Республики Беларусь (принят 26.07.1999 г.) вопросам охраны труда посвящена глава 16, включающая статьи от 221 «Охрана труда работников» и до статьи 228 «Гарантии при прохождении медицинских осмотров». Почти все статьи ТК дополнены и регулируются отдельными законодательными актами Правительства Республики Беларусь. Так, в 2008 году был принят Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Основная цель этого Закона – создание на всех уровнях управления системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников, как от потенциальных профессиональных рисков, так и в случае нанесения ущерба их здоровью в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

 

Трудовой кодекс Республики Казахстан (принят 15.05.2007 г.) содержит раздел 5 «Безопасность и охрана труда», включающий главы с 33 по 37 и 22 статьи с 306 по 327, посвященные всем аспектам охраны труда, от государственного управления и до обязанностей работодателя и работника по соблюдению правил и норм охраны труда и здоровья на рабочих местах. В целом, с 2005 по 2010 г.г. в Республике Казахстан было принято свыше 35 законодательных актов, правил, норм, типовых положений и программ, направленных на улучшение условий и охрану труда во всех секторах экономики этой страны.

 

Кодекс законов о труде Украины (принят в 1993 г.) содержит 18 глав и 265 статей. Охране труда посвящена Глава 11 и статьи с 153 по 173, которые включают создание безопасных и безвредных условий труда, государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты по охране труда, обязанности собственника и работника по соблюдению нормативных актов, выдачу СИЗ и профилактических продуктов, применение труда инвалидов и т.п. В 1993 году Трудовой кодекс был дополнен специальным законом Украины «Об охране труда», который помимо технических правил и норм по безопасности труда и создании здоровых условий труда на рабочих местах предусматривал финансирование профилактических мероприятий по охране труда на предприятиях республики. В октябре 2002 года в Трудовой кодекс был внесен ряд дополнений и изменений, а в 2012 году был разработан текст нового Трудового кодекса, который был принят Верховной Радой Украины в 2013 году. В 2017 г. в него были внесены существенные дополнения и изменения, касающиеся отношений между работником и работодателем. В настоящее время принят и действует КЗОТ Украины 2018.

 

 

Трудовой кодекс Республики Азербайджан вступил в силу с принятием Закона РА от 01 февраля 1999 г. Глава 11 «Охрана труда» содержит статьи 148-172, которые регулируют вопросы коллективных трудовых отношений и включают основные положения и требования по созданию безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах. В 2009 году в 44 статьи Трудового кодекса был внесен ряд поправок и дополнений, касающихся вопросов режима труда и отдыха, предоставления работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также улучшения условий труда и охраны труда на производстве.

Трудовой кодекс Армении был принят 9 ноября 2004 г. Он содержит 3 раздела, 24 Главы и 266 статей, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником, а также участие государства в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работников. Вопросам охраны труда посвящены Раздел 3 «Индивидуальные трудовые отношения», Глава 23 «Безопасность и здоровье работника» и статьи с 242 по 262. В Трудовом кодексе определено, что коллективные договоры не должны сдержать условий труда, которые ухудшают положение работника по сравнению с условиями труда, установленными трудовым законодательством, или иными нормативными правовыми актами, а, в том случае, если условия труда, описанные в коллективных или трудовых договорах противоречат Трудовому кодексу, то эти условия требуют пересмотра или не имеют юридической основы.

Новый Трудовой кодекс Республики Грузия был разработан в соответствии с Указом Президента республики и внесен на рассмотрение Парламента 25.05.2006г. Он содержит 5 Разделов, 13 глав и 56 статей. Глава 8 посвящена соблюдению безопасных условий труда на предприятиях, а статья 35 включает право работника на безопасную и здоровую рабочую среду и регулирует вопросы охраны труда на рабочем месте. Трудовой кодекс Грузии в окончательных формулировках был принят Парламентом республики в 2017г. В декабре 2018г. Грузинский Парламент приступил к рассмотрению новых поправок в ТК.

Трудовой кодекс Республики Молдова был принят 28.03. 2003 г. Он содержит 14 разделов и 392 статьи, регулирующих трудовые взаимоотношения социальных партнеров республики. Раздел 9 и статьи с 222 по 225 включают вопросы охраны здоровья и безопасности труда на предприятиях республики.

Трудовой кодекс Республики Таджикистан действует с 15 мая 1997 года. В течение 2006 – 2008 годов социальными партнерами был разработан, а Парламентом республики – принят новый Закон «Об охране труда в Республике Таджикистан». Этот Закон установил правовые основы регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками и закрепил юридические права работников на условия труда, соответствующие требованиям сохранения работоспособности и здоровья в течение всей трудовой деятельности. Данный Закон распространяется на все предприятия, расположенные на территории Республики Таджикистан, независимо от форм их собственности и юрисдикции.

Трудовые кодексы Республик Киргизии, Туркменистана и Узбекистана принимались соответствующими Законами этих республик в течение 1993-1999 годов с последующими дополнениями и изменениями, которые вносились новыми парламентами и законодательными собраниями этих республик. Значительное влияние на содержание разделов и статей Трудовых кодексов этих республик оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), к которой три республики незамедлительно присоединились после распада СССР и объявления своей независимости. Большая часть статей Трудовых кодексов, содержащих требования охраны и гигиены труда, позаимствована из конвенций и рекомендаций МОТ, устанавливающих основные принципы политики в области труда на уровне правительств государств, отраслей хозяйственной деятельности и на уровне предприятий различных секторов экономики.

Таким образом, анализ действующих в настоящее время Трудовых кодексов и законодательных актов по охране труда в странах СНГ показывает, что они, в основном, базируются на общих принципах и подходах, среди которых можно выделить следующие:

  • приоритет жизни и здоровья работников по отношению к экономическим результатам производственной деятельности;
  • право на охрану труда всех работников и гарантии его реализации;
  • обязанность работодателя обеспечивать здоровые и безопасные условия труда;
  • разработка и внедрение государственной политики в области охраны труда;
  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • введение системы управления охраной труда на производстве;
  • введение экономического механизма управления охраной труда на предприятиях;
  • сохранения за профсоюзами права участия и осуществления контроля за выполнением условий охраны труда;
  • создание механизма социальной защиты работников (и их семей), пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании выполненного анализа трудового законодательства стран СНГ можно сделать заключение, что в области охраны труда в  течение первых двух десятилетий XXI века был сделан значительный шаг на пути создания единого правового поля – создана на межгосударственном уровне правовая база организации труда, включающая межправительственные соглашения и законодательные акты МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС по основным направлениям деятельности в области охраны труда, а национальное законодательство включает общие принципы и подходы, содержащиеся в международных нормах и стандартах таких международных организаций, как МОТ, ВОЗ, ИСО и МАСО.

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть