Вы здесь

Работодатели не понимают важность качественного обучения оказанию первой помощи

Станислав Манеров

Директор Национального совета по первой помощи

Генеральный директор ГК «Пространство Безопасности» КТЦ «Школа Первой Помощи», Инструктор-методист программы Российского Красного Креста «Первая Помощь», основатель Национального Совета по первой помощи. Это все - Станислав Манеров. Почему обучение первой помощи важно и к этому нельзя относиться формально - в нашей откровенной беседе.

Раньше Вы активно сотрудничали с Красным Крестом?

 

Мы сотрудничали с Российским Красным Крестом до 2017 года. Это была «Школа первой помощи» по их стандартам. В 2017 году в Красном Кресте сменилась команда, которая отвечает за первую помощь, и они решили, что с частными компаниями они больше работать не будут, поэтому договор не продлился. Сейчас мы работаем по своей программе, наработанной за эти годы. Она отличается от программы Красного Креста тем, что больше соответствует действительности России. Красный Крест работает в международных стандартах, а мы знаем, что де-факто мы немножечко отличаемся от Европы и в стиле оказания первой помощи, и в скорости приезда скорой помощи, и в стандартах её работы. А надо четко понимать, что первая помощь привязана к стандартам скорой помощи. Потому что первая помощь оказывается не в вакууме, первая помощь – это действия для того, чтобы поддержать жизнедеятельность организма пострадавшего до приезда специалистов. Мы должны понимать какие специалисты к нам тогда приедут, с какой скоростью они приедут, и что они смогут сделать. В той же Европе, которая сейчас очень много денег вкладывает в исследования стандартов первой помощи, приезд полиции, парамедика или любого обученного человека на государственной службе – это 4-5 минут. И у них все: полиция, пожарные, скорая, многие гражданские люди обучены по единому стандарту. У них, кстати, во многих местах висят дефибрилляторы, однако надо понимать, что дефибрилляторы – это не панацея. Дефибриллятор, использованный в первые минуту-две, даёт вероятность поддержания работы сердца, или вероятность того, что человек дождётся скорой – 70%. Через 3 минуты – уже 60-50%. Это как раз то, что мы обсуждали на ВНОТ в этом году – необходимость вводить дефибрилляторы, потому что всё-таки проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями занимают первые места в списке причин смертности в нашей стране.

 

В одном из интервью Вы говорили о том, что работодатели к Вам не часто обращаются, потому что санкций за формальное обучение работников оказанию первой помощи у нас нет. Это так?

 

Не совсем так. Четких санкций именно за это действительно нет. Но мне кажется, что основная причина другая. Работодатели не понимают важность качественного обучения оказанию первой помощи. Есть исследования, которые показывают, что вложение в качественное обучение оказания первой помощи как минимум окупаются, а как максимум, приносят пользу.

Мы проводили обучение членов советов директоров одного известного банка, входящий в топ-20. В том числе секретарей, членов семей и так далее. Т.е. тех людей, с кем они проводят время. И в какой-то момент финансовый директор во время катания на горных лыжах падает и ломает ногу. Происходит это на территории нашей страны, в местах, куда не так быстро доезжают местные спасатели. Человек, который был рядом с ним, и он был обучен правилам оказания первой помощи, сумел оказать грамотную первую помощь и этим сохранить ему жизнь. Плюс был еще вот в чем. Он был на больничном около месяца. Отсутствие финансового директора в крупном банке около месяца – это не шутки. Но если бы первая помощь не была оказана, то по оценкам медиков, в том числе и медика банка, он бы провел на больничном как минимум 3-4 месяца, а может быть и полгода. 

Хорошо, а что касается самих работников? У нас в законодательстве сказано, что оказание первой помощи – это всё-таки право человека, а не его обязанность. 

 

Да, у нас так прописано в законодательстве. Совершенно верно. 

 

С Вашей точки зрения, если бы законодательство поменялось и у нас оказание первой помощи было всё-таки не право, а обязанность человека, это улучшило бы ситуацию?

 

Нет, потому что мы получим больше смертей и травм. Люди, зная, что они обязаны, будут пытаться что-то сделать. А вот как они это сделают, если они не умеют этого делать? Ведь важно не просто помочь, а помочь не навредив. И очень чётко понимать, где мы можем помочь, а где мы можем навредить. И эта граница без качественного обучения не найдется. 

 

Тогда каким образом, не трогая законодательство, повысить мотивацию простого человека, например, рабочего на предприятии, чтобы он сам хотел обучиться оказанию первой помощи? Как до него донести, что это важно и нужно?

 

Тут много разных направлений. Основное должно исходить от государственных органов. В каждом регионе есть свои внештатные специалисты по первой помощи. Они, помимо законодательных инициатив, прописывают программу, чему надо обучать, какие навыки и знания человек после обучения должен иметь. Государство нам дает стандарты, ниже которых опускаться нельзя. 

Вторая часть – это уже наша задача, как профессионального сообщества, задать высокие стандарты обучения, стандарты качества. 

 

Кстати, коль скоро Вы сказали об этом, у вашего профсообщества в мае этого года произошло знаковое событие…

 

Да, 7 мая 2019 года действительно состоялось знаковое событие для профессионального сообщества обучающих оказанию первой помощи. С моей подачи был создан «Национальный совет по первой помощи». Собрались неравнодушные люди, представители девяти различных, как государственных, так и частных, компаний, (ГК "Пространство Безопасности", «Школа первой помощи», Россоюзспас, ДГО ЧС и ПБ, ООО "Учебный Центр "Первая Помощь", ЦФНБ "РИКОН" и другие), давно занимающиеся обучением. Профессионалы, которые давно обучают оказанию первой помощи, давно друг друга знающие и болеющие за дело. 

 

Какие задачи перед этим Национальным советом ставятся? 

 

Первое – это продвижение качественного обучения оказания первой помощи. Это качественная подготовка инструкторов, преподавателей по оказанию первой помощи. Потому что сейчас очень часто мы видим – 20 часов онлайн, и ты уже инструктор по первой помощи. Что за это время можно сделать? Я могу сказать, что я своих инструкторов готовлю несколько месяцев. До обучения идет большой блок – 15-дневное очное обучение и потом еще несколько месяцев мы готовим, проверяем и отрабатываем навыки. Не только чему учить и как учить, а кого учить, каким образом это делать. Там элементы ораторского искусства, работа с аудиторией. Работа со сложными клиентами, работа с разным уровнем подготовки слушателей, работа с разными группами, в разных по насыщенности оборудованием учебных классах.

Второй вопрос – большой вопрос, который я считаю достаточно важным – это методики обучения. Ведь согласитесь, что средства и способы обучения 18-летних ребят и людей, которым вот-вот сотня лет исполнится, отличаются. У меня лет пять назад на курсе были две женщины 1928 и 1923 годов рождения. И они были самые активные на курсе. Они что-то уже в силу возраста не могут сделать, но они могут организовать. У них не хватает веса сделать сердечную реанимацию, но они могут найти большого бугая и показать ему – как это сделать. И им командовать. Но технология обучения ведь отличается.

Третье направление – это судьи. У нас сейчас много проводится соревнований по первой помощи. И их кто-то судит. Вопрос – а судьи кто? И это на самом деле очень большой вопрос. Что они умеют? Что знают? По каким стандартам они судят? Есть международные стандарты по оказанию первой помощи, которые так или иначе частично гармонизируют с Российским законодательством. Но! Например, в европейских стандартах пульс не проверяется. Потому что большое количество таких экспериментов показало, что в условиях города – обычный человек достаточно спокойно и эффективно определяет наличие дыхания, а вот наличия пульса намного сложнее и с большими ошибками. А у нас прописано – проверка дыхания и пульса. Т.е. мы обязаны этому обучать, и в то же время, согласно исследованиям – это неэффективно. 

А наша основная цель, я бы даже миссия – это проведение стратегии качественного обучения первой помощи в Российской Федерации.

Давайте поговорим еще об одной теме, которая сейчас активно муссируется в профессиональном сообществе инструкторов по первой помощи. Это онлайн-обучение. Подходит ли оно для этой темы?

 

Я опять сошлюсь на опыт западных стран, потому что эта тема у них давно уже поднята. Были проведены исследования, которые показывают, что первой помощи только онлайн обучить нельзя. Но онлайн-обучением мы можем сильно сократить время на подготовку к практическому обучению. Теории и знаниям мы можем онлайн обучить. Потом приезжает инструктор, который проводит уже практическое обучение навыкам, людям, которые уже знают, что и как делать. Значит онлайн-обучение оказанию первой помощи имеет право быть, но оно имеет право быть только в тесной связке с оффлайн обучением. Как можно на расстоянии провести сердечно-легочную реанимацию?

 

На Всероссийской неделе охраны труда-2019 у Вас была открытая лекция, на которой Вы говорили о ролевых играх при обучении. Расскажите, для чего они нужны? 

 

Основная проблема, которая есть при обучении первой помощи – мотивация людей. Вообще мотивация персонала — это один из очень больших запросов специалистов по охране труда. Как это сделать? Как замотивировать своих сотрудников, чтобы было интересно, чтобы они приходили слушать? И как раз ситуационные игры и позволяют замотивировать работника, мы показываем ему его реальные возможности. Мы также показываем людям, что они эти знания получили не только для работы, но могут передать их своим родственникам, они могут этими действиями спасти своих близких дома. И тогда мотивация учиться оказанию первой помощи, охране труда, повышается. 

Контент доступен только зарегистрированным пользователям

Читать бесплатно

Получите доступ к журналу на 24 часа сразу после регистрации на сайте

Войти

Уже есть учетная запись? Тогда просто войдите в нее

Подписаться

Оформите подписку на печатный журнал или онлайн-версию

О журнале

Узнайте больше причин подписаться на журнал "Культура безопасности труда"

Узнать подробнее о журнале "Культура Безопасности труда" и о том, чем он будет Вам полезен

о журнале

Закрыть